МБОУ НОШ д. Ивановка в международной образовательной деятельности, участия не принимает.
Программа развития
Содержание
Пояснительная записка |
|
Паспорт Программы развития школы |
|
1. Информация об образовательной организации |
|
2. SWOT-анализ потенциала развития школы |
|
3. Концепция развития школы |
|
Модель школы – 2025 |
|
Модель педагога школы – 2025 |
|
Модель выпускника школы- 2025 |
|
Миссия школы |
|
4. Основные направления реализации программы развития школы |
|
4.1. ФГОС: образовательный стандарт в действии |
|
4.2. Повышение качества образования |
|
4.3 Гражданско-правовое образование и воспитание обучающихся |
|
4.4. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей в процессе обучения |
|
4.5. Развитие информационной среды школы |
|
4.6. Инклюзивное образование в школе |
|
5. Система мер по минимизации рисков реализации Программы |
|
6. Ожидаемые результаты реализации Программы развития |
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа развития муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения начальной общеобразовательной школы д. Ивановка (далее – Программа или Программа развития) является стратегическим документом, определяющим пути и основные направления развития школы на период с января 2021 года до 2025 года в логике современной государственной образовательной политики и с учетом потенциала саморазвития образовательного учреждения.
Программа подготовлена рабочей группой школы.
В Программе отражены тенденции развития школы, охарактеризованы главные проблемы и задачи работы педагогического и ученического коллективов, представлены меры по изменению содержания и организации образовательного процесса. Развитие школы в данный период предполагает поиск путей и создание условий для личностного роста учащегося, его подготовки к полноценному и эффективному участию в различных видах жизнедеятельности в информационном обществе.
Программа является инструментом управления, развитием образовательного процесса и учреждения в целом. Она предназначена для систематизации управления развитием школы, а также разработки и реализации комплекса мер, направленных на достижение школой качества образования, адекватного запросам современного российского общества, уровню развития педагогической науки и меняющимся социально-экономическим условиям; на становление демократического уклада школы как действующей модели гражданского общества.
Которая призвана в конечном счете обеспечить достижение целей, поставленных в государственной программе Российской Федерации «Развитие Образования» на 2018 -2025 годы:
цель 1 - качество образования, которое характеризуется: обеспечением глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождением Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.
цель 2 - доступность образования
цель 3 - воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций,
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ
Наименование Программы |
Программы развития муниципального общеобразовательного учреждения начальной школы д. Ивановка на 2021-2025 гг. |
Тип программы |
Целевая |
Разработчики программы |
Администрация и педагогический коллектив МБОУ НОШ д. Ивановка |
Исполнители программы |
Педагоги, учащиеся и родители МБОУ НОШ д. Ивановка |
Цель Программы |
Совершенствование образовательного пространства в соответствии с требованиями законодательства и с учетом потребностей социума |
Тема программы |
Создание единого общеобразовательного пространства как условие получения доступного и качественного образования |
Задачи Программы |
|
Сроки реализации Программы |
2021 – 2025 гг. |
Нормативно-правовые основания для разработки Программы развития |
|
Этапы реализации Программы |
Первый этап (2021 – 2022 учебный год) – аналитико-проектировочный:
Второй этап (2021 - 2023 учебные годы) – реализующий:
Третий этап (январь – июль 2025) – аналитико-обобщающий:
|
Перечень направлений |
|
Ожидаемые результаты реализации Программы |
|
Исполнители |
Все участники образовательного процесса МБОУ НОШ д. Ивановка. |
Порядок управления реализацией Программы |
Корректировка программы осуществляется Педагогическим советом школы. Управление реализацией программы осуществляется директором. |
Источники финансирования |
Бюджетное финансирование, внебюджетные доходы. |
-
- ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение начальная общеобразовательная школа д. Ивановка.
Учредитель: администрация Елецкого муниципального района Липецкой области.
Почтовый адрес: 399760 Липецкая область, Елецкий район, д. Ивановка, ул. Рабочая, д. 45.
МБОУ НОШ д. Ивановка находится в деревне, удаленной от ближайшего города (г. Елец) на 20 км. Кроме школы на данной территории находится 1 торговая точка. Возможность получить полноценное дополнительное образование (художественное, музыкальное, спортивное) у детей, проживающих в нашей деревне, ограничена.
Образовательный уровень родителей и населения определяет запрос социума на образовательные услуги, который весьма дифференцирован (от полного отсутствия до требований высокого качества образования). Самыми многочисленными являются 2 тенденции: 1) дети должны получить образование, необходимое современному человеку, 2) дети должны получить знания, необходимые жителю деревни.
Социальный состав и материальное обеспечение семей наших воспитанников, обучающихся разнородный. Особую озабоченность администрации школы вызывает рост числа безработных родителей. В то же время показатель социального состава обучающихся является стабильным, изменения происходят незначительные, что позволяет планировать работу и прогнозировать результаты.
МБОУ НОШ д. Ивановка активно сотрудничает с объектами и учреждениями социальной сферы, расположенными на территории Федоровского сельского поселения, выстраивая план совместных мероприятий. Кроме того, школа поддерживает постоянную связь с МОУ ДОД «Центр дополнительного образования детей», работники которого организуют работу кружков в нашей школе, предоставляя возможность детям найти занятие по интересам. Коллектив педагогов организует целенаправленную работу по профилактике правонарушений с детьми «группы риска», сотрудничает с КДН администрации Елецкого муниципального района, ОВД, родительской общественностью.
Администрация МБОУ НОШ д. Ивановка наладила тесные отношения с несколькими крестьянско-фермерскими хозяйствами, которые оказывают ОУ посильную материальную помощь.
Стратегическим направлением развития начального уровня образования в школе является создание таких психолого-педагогических условий, при которых у каждого ученика формируется установка, выражаемая в словах: «Моя школа». Основная задача начальной школы – создать условия, которые помогут начинающему свой образовательный путь ребёнку поверить, что учёба в школе может и должна быть для него успешной, интересной и увлекательной. В 2019 – 2020 учебном году школа продолжала обучение по ФГОС нового поколения в 1-4 классах.
В школе ведется работа по укреплению здоровья учащихся и пропаганде здорового образа жизни. Материально-техническая база школы включает в себя 3 учебных кабинета, актовый зал, медицинский кабинет.
Учреждением создана нормативно-правовая база, регламентирующая образовательную деятельность. Учреждение имеет:
Устав, принят общим собранием трудового коллектива, протокол № 783
от 29.11,2019 г.
Лицензия на право ведения образовательной деятельности 48ЛО1 № 0000816.
Свидетельство о государственной аккредитации 48АГ № 621316.
Локальные акты учреждения учебные планы 1-4-х, классов (утверждены решением педагогического совета МБОУ НОШ д. Ивановка протокол № 1 от 31.08.2020), основные образовательные программы для 1-4-х классов по ФГОС НОО; (утверждены решением педагогического совета МБОУ НОШ д. Ивановка протокол № 1 от 31.08.2020), годовой календарный учебный график на 2020-2021 учебный год (утвержден решением педагогического совета протокол № 1 от 31.08.2021), план воспитательной работы, приказ МБОУ НОШ д. Ивановка от 01.09.2020 г. № 15.
Проектная наполняемость школы 40 мест, наполняемость школы на момент разработки программы 18 человек: 4 класса уровня начального общего образования, 1 разновозрастная дошкольная группа
Кадровый состав в целом остается стабильным, достигшим достаточно высокого уровня профессионализма и ответственности за результаты своего труда.
Количественный состав по уровню образования:
Высшее – 4;
Все педагоги имеют первую квалификационную категорию;
На протяжении ряда лет коллектив школы показывает стабильные результаты учебной работы. Качество знаний в целом по школе составляет 70 %.
Учителями внедряются в практику работы эффективные педагогические технологии: модульное обучение, информационно-коммуникационные технологии, технологии, развивающие творческие способности детей, ведется проектная и исследовательская деятельность; проводятся предметные недели, научно-практические конференции.
Ежегодно на базе школы работает детский оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей.
Материально-техническая база учреждения укомплектована, пополняется новым оборудованием. В учебном здании работает столовая, которая обеспечивает горячим питанием детей, Образовательное учреждение обеспечивает открытость и доступность информации о школе, информирование общественности, родителей не только через информационные стенды, но и через сайт школы и страницы социальных сетей ОУ.
-
- SWOT-АНАЛИЗ ПОТЕНЦИАЛА РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ
Для выявления потенциала развития образовательной системы школы был проведен SWOT-анализ, который позволил выявить ее сильные и слабые стороны (внутренние факторы), перспективные возможности и риски ее развития (внешние факторы).
Оценка внутреннего потенциала школы |
Оценка перспектив развития школы исходя из внешнего окружения |
|||
Сильная сторона |
Слабая сторона |
Благоприятные возможности |
Риски |
|
Реализация направления «ФГОС: образовательный стандарт в действии» |
||||
Все классы уровня начального общего образования обучаются по ФГОС НОО. - Созданы условия для реализации ФГОС НОО; |
- Насыщенность урочной и внеурочной деятельности, потенциально возможные перегрузки обучающихся, в сочетании с не сформированным здоровым отдыхом вне школы может вызывать усталость у некоторых учащихся; - При обновлении содержания образования нет полноценной поддержки от родительской общественности, частично проявляется сниженная активность и заинтересованность в участии жизни школы, а также при переходе на ФГОС; - Консервативный подход некоторых педагогов по отношению к изменению системы обучения. |
- Привлечение родителей к участию в общешкольных мероприятиях; - Все педагоги школы прошли КПК по ФГОС; - Внедрение инновационных технологий развивающего обучения; |
- Нет |
|
Реализация направления «Повышение качества образования» |
||||
- В школе создана и реализуется система подготовки всех участников образовательного процесса к независимой оценке качества образования; - Возможность самообразования и повышения уровня квалификации в очной и заочной формах. |
- Нет технической возможности внедрения некоторых инновационных технологий, в связи с недостаточно высоким доступом к сети-интернет |
- Все педагоги школы своевременно проходят КПК. - Педагоги используют в своей работе современные методики и технологии всестороннего развития обучающихся. |
- Отсутствие должного контроля со стороны родителей значительного числа обучающихся; - низкий социальный уровень некоторых семей, низкий уровень образовательных потребностей. |
|
Реализация направления «Гражданско-правовое образование и воспитание обучающихся» |
||||
- заинтересованность педагогических работников и учащихся в патриотическом воспитании; - отражение гражданско-правового сознания в урочной и внеурочной деятельности (проведение различных экскурсий, посещение музея, изучение личностей героев, участников ВОВ сельского поселения, района области). |
- недостаточная материально-техническая оснащенность базы школы по гражданско-правовому воспитанию учащихся. |
- привлечение представителей различных социальных институтов (военный комиссариат, МВД, местной власти, совета ветеранов) для гражданско-правового воспитания учащихся. |
- нет |
|
Реализация направления «Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей в процессе обучения» |
||||
- Расписание, урочная и внеурочная деятельность, кабинеты, оборудование соответствуют СанПиНам; - Регулярный медосмотр, контроль и отслеживание медицинских показателей учащихся; -Витаминизированное питание, отлаженное расписание работы школьной столовой, - Просветительская работа педагогов, на темы здоровьесбережения. |
- Нет дополнительных помещений и ресурсов для организованных спортивных занятий и мероприятий. |
- Привлечение социальных партнеров, спонсоров для организации учащимся полноценного физического спортивного развития. |
- Перегрузка учащихся урочной и внеурочной деятельностью; - Нездоровый и образ жизни ряда семей. |
|
Реализация направления «Развитие информационной среды школы» |
||||
-Материально-техническая база учреждения укомплектована, пополняется новым оборудованием; - Создан сайт школы и страницы в социальных сетях школы. |
- Низкая скорость интернета. - Отсутствие штатных единиц для привлечения дополнительных специалистов ИКТ-профиля. |
- Повышение уровня образования педагогов по направлению ИКТ |
||
Реализация направления «Инклюзивное образование» |
||||
- Часть педагогов прошли обучение по организации работы с детьми с ОВЗ |
- Не в полной мере создана образовательная среда для детей с ОВЗ |
-Посещение курсов повышения квалификации по данному направлению; - Участие в вебинарах, семинарах по инклюзивному образованию. |
||
Проведенный SWOT-анализ позволяет оценить, что внешние возможности и риски не являются определяющими в развитии образовательной системы школы. Стратегия развития ориентирована на внутренний потенциал развития школы и инновационные технологии управления и обучения.
-
- КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ
Основная стратегическая цель Программы развития МБОУ НОШ д. Ивановка: совершенствование образовательного пространства в соответствии с требованиями законодательства и с учетом потребностей социума.
Для достижения указанной цели поставлены следующие стратегические задачи:
- Эффективное использование кадровых, материально-технических ресурсов образования для обеспечения высокого его качества, максимального удовлетворения образовательных потребностей обучающихся, запросов семьи и общества. Обеспечение доступности и качества образования.
- Совершенствование методов и технологий организации образовательного процесса для успешной социализации обучающихся, формирования различных компетенций.
- Создание условий для самоопределения, выявления и реализации индивидуальных возможностей каждого ребенка, поиск и поддержка одаренных и талантливых детей.
- Совершенствование системы здоровьесбережения учащихся.
- Обеспечение обучающимся с особыми образовательными потребностями равной доступности к образовательным ресурсам. Создание условий для инклюзивного образования и безбарьерной среды.
- Совершенствование работы системы психолого-медико-педагогического сопровождения образовательного процесса.
- Совершенствование материально-технической базы школы для обеспечения высокого качества непрерывного образовательного процесса, оптимизации взаимодействия всех его участников.
МОДЕЛЬ ШКОЛЫ – 2025
Настоящая программа развития предполагает, что в результате ее реализации, образовательная система школы будет обладать следующими чертами:
1) школа предоставляет учащимся качественное образование, соответствующее требованиям федеральных государственных стандартов;
2) в школе существует/действует воспитательная система культурно-нравственной ориентации;
3) деятельность школы не наносит ущерба здоровью учащихся, в ней они чувствуют себя безопасно и защищены от негативных влияний внешней среды;
4) в школе работает высокопрофессиональный творческий педагогический коллектив;
5) педагоги школы применяют в своей практике современные технологии обучения;
6) школа имеет эффективную систему управления, обеспечивающую не только ее успешное функционирование, но и развитие, используются механизмы государственно-общественного управления школой;
7) школа имеет современную материально-техническую базу и пространственно-предметную среду, обладает необходимым количеством ресурсов для реализации ее планов.
МОДЕЛЬ ПЕДАГОГА ШКОЛЫ – 2025
Учитывая все вышеизложенное в предыдущих разделах, наиболее целесообразным представляется следующая модель компетентного педагога:
1) наличие высокого уровня общей, коммуникативной культуры, теоретических представлений и опыта организации сложной коммуникации, осуществляемой в режиме диалога;
2) способность к освоению достижений теории и практики предметной области: к анализу и синтезу предметных знаний с точки зрения актуальности, достаточности, научности;
3) наличие методологической культуры, умений и навыков концептуального мышления, моделирования педагогического процесса и прогнозирования результатов собственной деятельности;
4) принятие понятия профессиональной конкуренции как одной из движущих идей развития личности педагога;
5) наличие культуры педагогического менеджмента в широком смысле, то есть стремление к самоопределению в ситуации ценностного выбора и к принятию ответственности за конечный результат педагогического процесса, что определяет профессиональную успешность в условиях конкуренции.
МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА - 2025 года.
В концепции нового Федерального государственного образовательного стандарта общего образования подчёркивается, что современная школа должна воспитать готовность человека к «инновационному поведению». На смену послушанию, повторению, подражанию приходят новые требования: умение видеть проблемы, спокойно принимать их и самостоятельно решать. Это касается всех сфер жизни: бытовой, социальной.
Личностные характеристики выпускника начальной школы
Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»):
- любящий свой народ, свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования
Результаты освоения ООП НОО |
Характеристика |
Личностные |
Готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности. |
Метапредметные |
Универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями. |
Предметные |
Освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира. |
МИССИЯ ШКОЛЫ
Социально-педагогическая миссия школы состоит в создании образовательной среды, способной удовлетворить потребность субъектов образовательного процесса в доступном качественном образовании, соответствующем современным требованиям и способствующем развитию потенциала субъектов образовательного процесса.
4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
Цели, задачи, идеи и принципы развития МБОУ НОШ д. Ивановка, а также ее особенности, достижения и проблемы определяют основные направления совершенствования организации педагогического процесса.
4.1. ФГОС: образовательный стандарт в действии
С 1 сентября 2011 года образовательное учреждение осуществило переход на новый федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального общего образования второго поколения. Это позволило изменить основные требования к содержанию образовательного процесса, а также к условиям его реализации, не забывая при этом, что школа не только должна давать знания, но и серьезное внимание уделять воспитательному процессу.
В каждом классе школы выделено до 10 часов в неделю на внеурочные занятия во второй или первой половине дня во время которых реализуются дополнительные образовательные программы, программы социализации учащихся, воспитательные программы. Занятия проводятся в форме кружков, экскурсий, секций, презентаций проектов, бесед.
4.2. Повышение качества образования
В Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года обозначено, что качество образования — это ориентация образования не только на усвоение обучающимися знаний, но и развитие познавательных и созидательных способностей; а также личной ответственности и опыта самостоятельной деятельности.
Цель: повышение качества образования через совершенствование учебного процесса, обновление его содержания, использования инновационных технологий обучения и воспитания
Задачи:
- Обеспечить условия для внедрения инновационных педагогических технологий в образовательный процесс в интересах обеспечения доступного качественного образования
- Повысить качество результатов ВПР
- Обеспечить дифференциацию и индивидуализацию обучения учащихся
- Разнообразить формы внеурочной деятельности
-
- Гражданско-правовое образование и воспитание обучающихся
Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту.
Традиционная цель гражданского воспитания в образовательном учреждении – формирование правовых знаний, правил поведения в обществе, так как каждый ребёнок находится в социуме. В концепции модернизации российского образования сформулированы важнейшие задачи воспитания несовершеннолетних: формирования у школьников гражданской ответственности правового самосознания, духовности и культуры, инициативности и самостоятельности, толерантности, способности к социализации в обществе и к активной адаптации на рынке труда.
В школе на протяжении всех лет работы уделялось большое внимание данному направлению. Образовательный процесс организуется через урочную и внеурочную деятельность, сотрудничество с учреждениями социума, правоохранительными органами и силовыми ведомствами, участие в конкурсах различного уровня, проведение митингов, тематических недель и Вахты памяти и другие мероприятия согласно Программе воспитательной работы школы.
В системе проводится работа по формированию сознательной дисциплины учащихся, выполнению правил внутреннего распорядка, заложенных в Уставе школы.
-
- Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей в процессе обучения
Сохранение и укрепление здоровья школьников – один из главных вопросов развития современной школы. Дети проводят в школе значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья - дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье человека - важный показатель его личного успеха.
Деятельность школы по данному направлению включает в себя ряд ключевых моментов:
- внедрение комплекса мер по организации здоровьесберегающей среды для детей в ОУ, позволяющей обеспечивать их гармоничное развитие и повышать качество воспитательно-образовательной работы;
- совершенствование организации питания детей в ОУ;
- организация совместных мероприятий здоровьесберегающей и здоровье формирующей направленности;
- разработка и внедрение программы оказания всесторонней помощи семье в укреплении здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни.
Цель: Формирование у младших школьников понимания значимости здоровья для собственного самоутверждения.
Задачи:
1. Формирование у школьников понимания необходимости разумного сочетания интеллектуальной и физической деятельности для достижения гармонии в своём развитии.
2. Создание благоприятных условий жизнедеятельности школы для саморазвития, самосовершенствования личности и повышение уровня здоровья учащихся.
3. Привитие учащимся традиций бережного отношения человека к собственному здоровью.
4. Вовлечение учащихся в активную внеклассную деятельность по пропаганде здорового образа жизни в семье и среди сверстников.
В рамках ОУ проводится мониторинг по следующим направлениям:
- физическое здоровье учащихся (соблюдение ЗОЖ, данные медицинских осмотров, двигательная активность);
- психическое здоровье учащихся (оценка уровня тревожности, развитие познавательных процессов, самооценка);
- социальная адаптация учащихся (оценка уровня комфортности).
При оценке физического здоровья учащихся учитываются следующие показатели: состояние здоровья по медицинским показателям (рост, вес, зрение, слух), физический энергопотенциал, количество пропусков уроков по болезни, степень готовности к здоровому образу жизни.
Мониторинг уровня здоровья педагогов: данные ежегодных медицинских осмотров, анкетирование, психологические тесты.
Ожидаемые результаты:
1. Тенденция к снижению роста заболеваемости учащихся;
2. Рост личностных и спортивных достижений.
3.Повышение уровня валеологической грамотности учащихся и родителей;
4. Рост комфортности субъектов образовательного процесса.
-
- Развитие информационной среды школы
Одним из направлений модернизации школы является создание условий для повышения информационно – коммуникативной грамотности, как педагогов, так и учащихся. В рамках данного направления в школе реализуются образовательные программы по информатике и ИКТ для учащихся, организованы элективные занятия и внеурочная деятельность по данному направлению. Активно используются информационно-коммуникационные технологии в обучении.
Программа развития предусматривает расширение сфер использования ИКТ в школе.
Цели:
1. Разработка и внедрение механизмов информационного обеспечения процессов функционирования и развития школы.
2. Повышение информационной культуры педагогов и учащихся школы.
Задачи:
1. Создание условий, обеспечивающих целенаправленную подготовку педагогов и учащихся в области получения, переработки и использования информации.
2. Использование информационных систем для повышения эффективности управленческих решений.
3. Широкое внедрение современных информационных технологий в учебно-воспитательный процесс школы.
4. Обновление программного и технического обеспечения компьютерных классов школы.
5. Разработка системы информирования населения о школе, ее достижениях и преимуществах.
Ожидаемые результаты:
1. Создание эффективной системы информационного обеспечения образовательной программы школы.
2. Подготовка учащихся и педагогов к жизни и деятельности в условиях информационного общества.
3. Повышение уровня научно-методического обеспечения профессиональной деятельности педагогов.
4. Расширение информированности участников образовательного процесса с целью наиболее полной реализации прав граждан на образование.
5. Активное использование медиа – ресурсов на каждом предмете и во внеурочной деятельности.
-
- Инклюзивное образование в школе
Изменение представления государства и общества о правах и возможностях ребенка-инвалида привело к постановке практической задачи максимального охвата образованием всех детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Признание права любого ребенка на получение образования, отвечающего его потребностям и полноценно использующего возможности развития, обусловило важнейшие инициативы и ориентиры новой образовательной политики школы.
Признание государством ценности социальной и образовательной интеграции детей с ОВЗ обусловливает необходимость создания для них адекватного образовательного процесса именно в общеобразовательном учреждении, которому отводится центральное место в обеспечении так называемого «инклюзивного» (включенного) образования.
Инклюзивное образование – это специально организованный образовательный процесс, обеспечивающий ребенку с ОВЗ обучение в среде сверстников в общеобразовательном учреждении по стандартным программам с учетом его особых образовательных потребностей. Главное в инклюзивном образовании ребенка с ограниченными возможностями здоровья – получение образовательного и социального опыта вместе со сверстниками.
Основной критерий эффективности инклюзивного образования – успешность социализации, введение в культуру, развитие социального опыта ребенка с ОВЗ наряду с освоением им академических знаний, тем более, что реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами образования является важнейшей составной частью программы их комплексной реабилитации, направленной на максимальную реализацию личностного потенциала детей и их полноценное вхождение в общество.
Цель работы по данному направлению в школе: создание условий для инклюзивного образования детей с разными возможностями в условиях общеобразовательного учреждения.
Задачи:
- Создание безбарьерной среды для обучения детей, имеющих особые образовательные потребности.
- Создание единой образовательной среды для детей с разными стартовыми возможностями.
- Разработка нормативно-правовой базы по проблеме.
- Организация системы психолого-педагогического сопровождения развития детей в инклюзивных классах посредством взаимодействия диагностическо-консультивного, социально-трудового направлений деятельности.
- Разработка модели взаимодействия с родителями и социумом, успешной социализации детей в социуме.
- Обеспечение повышения профессиональной компетентности педагогов по проблеме инклюзивного образования.
Подзадачи:
В работе с семьей:
- Способствовать формированию у родителей воспитательной компетентности через расширение круга их педагогических и дефектологических знаний и представлений;
- Вовлечь родителей в образовательный процесс в качестве активных его участников, посредством их обучения приемам взаимодействия с детьми, организации совместной практической деятельности.
- Содействовать изменению родительской позиции и вооружение родителей позитивными способами коммуникации.
- Создать условия для объединения родителей в сообщество, расширения социального пространства семей, воспитывающих детей с проблемами в развитии.
В работе с педагогами:
- Создать условия для повышения квалификации педагогов по проблеме инклюзивного образования.
- Способствовать повышению мотивации педагогической деятельности.
- Стимулировать педагогов на самообразование и инновационную деятельность по проблеме.
Ожидаемые результаты:
Разработка модели инклюзивного образования и эффективное её функционирование в образовательном учреждении.
Индикаторы результативности:
- Результаты опросов, тестирования, анкетирования родителей и педагогов (аналитические материалы)
- Результаты диагностики:
- развития детей,
- уровня детско-родительских отношений,
- личностного развития учащихся и педагогов (диаграммы, графики, сводные таблицы, результаты продуктивной деятельности).
- Востребованность родителями психолого-педагогических мероприятий (журналы посещаемости, книги отзывов).
- Повышение рейтинга учреждения.
Для построения и успешного функционирования модели инклюзивного образования необходим системный подход, программная форма организации, создание мультидисциплинарной команды сопровождения всех субъектов образовательной деятельности.
Эффективность работы будет оцениваться по следующим критериям: реализация индивидуального подхода к детям; обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка; активное включение в образовательный процесс всех его участников; междисциплинарный подход; вариативность образовательного и воспитательного процесса; взаимодействие с семьей; динамическое развитие образовательного учреждения.
5. СИСТЕМА МЕР ПО МИНИМИЗАЦИИ РИСКОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
В ходе деятельности по реализации Программы развития допустимы риски и неопределенности.
Виды рисков |
Пути минимизации рисков |
Нормативно-правовые риски |
|
- Неполнота отдельных нормативно— Правовых документов, предусмотренных на момент разработки и начало внедрения Программы. - Неоднозначность толкования отдельных нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность и ответственность субъектов образовательного процесса школе в целом |
-Регулярный анализ нормативно-правовой документации на предмет ее актуальности, полноты, соответствия решаемым задачам. - Систематическая работа руководства с педагогическим коллективом, родительской общественностью по разъяснению конкретных нормативно- правовых актов, регламентирующих деятельность в школе и содержание образовательного процесса в целом |
Финансово-экономические риски |
|
-Недостаточность бюджетного финансирования |
- Своевременное планирование бюджета школы по реализации программных мероприятий, внесение корректив с учетом реализации новых направлений и программ, а также инфляционных процессов. Участие в проектах - Систематическая работа по расширению партнерства, по выявлению дополнительных финансовых влияний |
Социально-психологические риски (или риски человеческого фактора) |
|
-Недостаточность профессиональной инициативы и компетентности у отдельных педагогов по внедрению инновационных образовательных технологий. - неготовность молодых специалистов работать в школе. - недостаточная инициатива участия в различных конкурсных мероприятиях |
- Систематическая работа по обновлению внутриучрежденческой системы повышения квалификации. -Разработка и использование эффективной системы мотивации включения педагогов в инновационные процессы. - Психолого-педагогическое и методическое сопровождение педагогов с недостаточной коммуникативной компетентностью |
Ресурсно-технологические риски |
|
- Неполнота ресурсной базы для реализации направлений, подпрограмм и мероприятий Программы; |
- Систематический анализ достаточности ресурсной базы для реализации всех компонентов Программы. - Участие педагогов и всего образовательного учреждения в международных, федеральных, региональных проектах и в грантовой деятельности для расширения возможностей развития ресурсной базы. |
6. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
РАЗВИТИЯ
-
- инфраструктура и организация образовательного процесса школы соответствует требованиям ФЗ-273, СанПиНов и другим нормативно-правовым актам, регламентирующим организацию образовательного процесса;
- оснащение кабинетов в соответствии с требованиями ФГОС;
- 100 % педагогов и руководителей школы пройдут повышение квалификации и (или) профессиональную переподготовку по современному содержанию образования (в том числе ФГОС соответствующих ступеней образования) и инновационным технологиям;
- не менее 50 % педагогов работают по инновационным образовательным технологиям;
- не менее 50% педагогов имеют опыт предъявления собственного опыта на профессиональных мероприятиях (на семинарах, научно-практических конференциях, профессиональных конкурсах, в методических, психолого-педагогических изданиях, в том числе электронных и т.д.);
- обеспеченность педагогами, прошедшими курсы повышения квалификации для организации работы с детьми с ОВЗ;
- 100% выпускников успешно осваивают общеобразовательные программы по итогам всероссийских проверочных работ;
- 100% учащихся охвачены доступной удовлетворяющей потребностям внеурочной деятельностью;
- 100% учащихся обеспечены необходимыми условиями для занятий физической культурой и спортом;
- успешная реализация инклюзивного образования в школе;
не менее 50% родителей (законных представителей) включены в различные формы активного взаимодействия со школой (через участие в решении текущих проблем, участие в общешкольных мероприятиях и т.д.).